В девятом классе завершается обучение ребенка в основной общеобразовательной школе.
Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, —
принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен
выбрать форму завершения среднего образования: продолжить обучение в
своей школе, поступить в другую, в колледж и т.д. Именно вопрос
самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их
родителей.
Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам – появляются
новые предметы, происходит углубление в содержании уже знакомых
дисциплин. В конце девятого класса школьники сдают первые серьезные
экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей
школе, в какой класс попадут в следующем году. Из-за этого у многих
школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие
успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и
полностью потерять желание учиться.
Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не
реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим оценкам, не
пытаются «подтянуться» и исправить положение. Девятикласснику необходимо
ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться
знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?»
Это может быть или намерение поступить в институт, или желание накопить
минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности,
или стремление к самосовершенствованию и самоуважению.
Рассмотрим, какие формы завершения среднего образования выбирают
девятиклассники и почему. Учащийся может принять решение уйти из школы
после девятого класса. Часто старшеклассники мало заботятся о своих
жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое
значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо
учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем
своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно –
чтобы их наконец-то оставили в покое.
Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них
не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со
взрослыми. Если ребенок никого не приглашает в гости, не занимает
телефон по вечерам, не звонит сам и никто не звонит ему, редко ходит
гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего – можно предположить,
что его не принимают в свой круг одноклассники.
Другие девятиклассники самостоятельно принимают твердое решение уйти из
общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование.
Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в
общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное
заведение. Перед этими детьми тоже встает вопрос о профессиональном
самоопределении, ведь обучение в старших классах становится периодом не
только завершения среднего образования, но и специальной подготовки для
поступления в вуз.
Таким образом построение жизненных планов и перспектив – важнейшая
задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику
необходимо «задумать»свое будущее, и важнейший шаг здесь – выбрать форму
завершения среднего образования.
|